scenicheskoe dvizhenie cosplay (2)

Секреты сценического движения для косплееров

Алексей Холодов, косплеер и преподаватель искусства публичного выступления, поделился с нами премудростями сценического движения для косплееров. Из этой статьи вы узнаете, как правильно выступать на косплей-фестивалях и конкурсах, как раскрыть образ персонажа через движения и другие секреты успешного косплей-дефиле! Поближе познакомиться с необыкновенной личностью Алексея можно в этом интервью.

Начну с очевидного: слово «косплей» состоит из двух частей. И если первую часть («кос…» от слова «костюм») все прекрасно помнят, то о второй части («плей» от английского «игра»), как ни удивительно, иногда забывают. Часто с сожалением приходится видеть, как человек в отлично сшитом костюме (или великолепно сделанной броне) выходит на сцену, прогуливается по ней и… И всё! Если нет актёрской игры (того самого компонента «плей»), то зрители (и, что существенно, судьи!) видят хороший костюм, но не видят персонажа. В результате наш вид искусства (а я считаю, что косплей – это именно искусство) теряет половину своей прелести.

Задача косплея – демонстрация не костюма как такового, а цельного, законченного образа персонажа. Образ складывается из многих частей: внешнего вида, движений, речи. Внешний вид (костюм и грим) я здесь рассматривать не буду, всё-таки тема статьи – сценическое движение. О речи в косплее говорить не приходится (крайне редко косплеер сам, без фонограммы, что-то говорит со сцены от имени своего персонажа). Значит, остаются движения персонажа на сцене, о них и будем говорить.

Надо сказать, что организаторы разных фестивалей по-разному подходят к раскрытию образов. Некоторые буквально понимают термин «дефиле», прямо запрещая косплеерам выступать с сюжетными номерами. В результате получается именно дефиле, как на показах мод. Другие поощряют так называемый «отыгрыш», то есть актёрскую игру. Последнее, как мне кажется, лучше соответствует духу косплея.

Комментарий к фото: Характерная для персонажа поза

scenicheskoe dvizhenie cosplay (8)

Как раскрыть образ своего персонажа с помощью движения?

Прежде всего нужно помнить, что в любом выступлении (даже самом коротком!) должен быть сюжет. Мы любим того или иного героя не за то, как он выглядит (хотя и это, конечно, важно), а за то, что он делает в произведении. Персонаж – это не статичная «картинка», это всегда история. Вот эту историю и нужно показать на сцене. Конечно, не обязательно всю историю! Все приключения, выпавшие на долю, например, Арьи Старк, явно невозможно уложить в минутное выступление. Но даже за пятнадцать секунд на сцене можно (и нужно) демонстрировать хоть какой-нибудь сюжет, пусть простейший.

Например, Спанч Боб может выбежать на сцену вприпрыжку, наслаждаясь своим самым лучшим днём (у него любой день – самый лучший), а потом «внезапно» увидеть в зале зрителей! Спанч Боб, естественно, этому очень рад (он вообще всему на свете радуется), его восторг удесятеряется, улыбка расплывается до ушей, с ней он и покидает сцену. Простой сюжет? Очень простой, примитивный даже. Но это – сюжет!

Пример посложнее. На сцене – Красная Королева из «Алисы в стране чудес». Что характерно для неё? Она, во-первых, хочет снести всем головы с плеч, а во-вторых, ужасно комплексует по поводу своей внешности. Вот это и может стать основой сюжета. Королева сначала посмотрится в зеркальце, в очередной раз убеждается, что она – уродина, в ужасе бросает зеркальце, страшно злится, топает ножками. Смотрит в зал. А в зале – люди! Вот им – голову с плеч! Решительными жестами Королева показывает, как она это делает, и гордо удаляется.

Комментарий к фото: В создании образа участвует все тело

Косплей дефиле

Заметьте, что в обоих примерах персонаж так или иначе взаимодействует со зрителями. Это важный принцип. Любая актёрская игра – всегда общение (в самом широком смысле – от объяснения в любви до драки). В парном или групповом дефиле персонажи могут общаться между собой. В одиночном выступлении косплееру остаётся взаимодействовать или со зрителями, или с воображаемым партнёром. Последнее допустимо, особенно это касается работы со сценическим оружием: сражение с противником, пусть и невидимым, обычно смотрится выигрышнее, чем просто размахивание мечом. И всё же хочу порекомендовать общаться со зрителями: так ваш персонаж станет им ближе и понятнее.

Когда сюжет придуман, надо решить, какие жесты, походка, мимика характерны для вашего персонажа. Иногда эти элементы – неотъемлемая часть образа. Например, какой Чарли Чаплин без его комичной походки? Здесь всё просто: Чаплин ходит своим фирменным способом практически в каждом своём фильме. Если же у персонажа нет постоянных, повторяющихся движений, то всё равно можно найти узнаваемый жест, который есть только у него. Например, Оби-Вану Кеноби свойственно плавное поглаживание бороды в сочетании с задумчивым наклоном головы.

У любого персонажа можно найти характерное движение – взмах рукой, вскидывание головы, кривую ухмылку, улыбку во весь рот, злобную гримасу, дрыгание ногой, да всё, что угодно.

После того, как нужные жесты найдены, их нужно органично «вставить» в выступление, желательно два или три раза – так зрители лучше их запомнят.

Все остальные движения обычно получаются «сами по себе»: сюжет диктует поведение персонажа на сцене.

Особо остановимся на так называемых «статичных позах» (на то они и статичные, чтобы на них останавливаться!). В косплей-дефиле они присутствуют очень часто, правила некоторых фестивалей даже предписывают показать, например, «не менее трёх статичных поз». Это нужно и судьям, чтобы успеть оценить качество костюма, и зрителям (особенно – фанатам вашего фэндома), чтобы насладиться любимым персонажем, и вам, чтобы получить качественные фотографии со сцены. Чтобы ваше выступление смотрелось цельным, необходимо органично включать статичные позы в сюжет. Странно смотрится, если персонаж, бегущий по сцене, вдруг замирает, а потом продолжает бежать. Каждое такое «замирание» должно иметь логичное объяснение с точки зрения сюжета. Например, воин может замереть в боевой стойке, ожидая атаки противника, Шерлок Холмс может стоять неподвижно, задумавшись об очередной детективной головоломке, дама – любоваться своим отражением в зеркале и так далее.

Комментарий к фото: Взаимодействие со зрителями, отличные мимика и поза.

scenicheskoe dvizhenie cosplay (4)

Важно, чтобы сюжет дефиле развивался не только во времени, но и в пространстве. Если персонаж всё время стоит на одном месте, он выглядит не как живое существо, а как двигающаяся статуя (впрочем, если вы косплеите именно ожившую статую, это как раз то, что вам нужно!). В приведённом выше примере с Красной Королевой первая часть (Королева смотрится в зеркало) может начаться возле кулисы, вторая часть (ужасается и бросает зеркало) – в середине сцены, третья (головы с плеч) – возле противоположной кулисы.

Разобранный пример демонстрирует ещё один важный принцип: надо «заполнять» собой сцену. Обязательно нужно что-нибудь проделать и в левой её части, и в правой, и в середине. Так зрителям будет казаться, что ваш персонаж как будто увеличился, «его стало много», даже если вы косплеите крохотную феечку.

Ещё о размещении на сцене. Почему-то многие косплееры предпочитают выступать в её центральной части, а то и вообще возле задника. Призову всех: выходите на авансцену! Причина очевидна: так зрители и судьи разглядят вас гораздо лучше! Да, сюжет может диктовать и уход к заднику, и какие-то действия в центре, но главную часть дефиле надо делать на авансцене.

Коротко коснусь ещё одного важного вопроса – «аудиотрека», то есть озвучки выступления. Здесь есть два пути: сначала подобрать музыку, а потом, вдохновляясь ею, придумывать сюжет, или наоборот – сначала придумать сюжет, чтобы он подсказал, какую музыку использовать. Оба способа одинаково хороши, главное, чтобы к моменту, когда будет готов сценарий выступления (то есть последовательность движений персонажа), был подготовлен и аудиотрек.

Комментарий к фотографии: Взаимодействие со зрителями (взгляд и жест рукой направлены в зал)

scenicheskoe dvizhenie cosplay (10)

Репетиции

Итак, сценарий выступления готов, музыка подобрана, приходит время репетиций. Свой выход нужно для начала просто «пройти» под музыку, не особо задумываясь о качестве сецнического движения. На этом этапе, прежде всего, нужно убедиться, что вы в принципе можете проделать всё задуманное (не упадёте, не запутаетесь в ногах). Если вам сложно реализовать задуманное, имеет смысл изменить сюжет. Когда вы убедились, что у вас всё получается, нужно запомнить последовательность действий. Путь тут один: много-много раз повторить движения, причём не мысленно, а обязательно реально. Сколько это – «много-много»? Тут всё индивидуально. Лично я «прохожу» выступление минимум десять раз, обычно – больше. Замечу, что эти предварительные репетиции можно делать и без костюма, здесь главное, чтобы ваше тело «запомнило» жесты, походку, мимику.

Когда почувствуете, что перестали путать жесты, что всё получается как будто бы само по себе, можно начинать «шлифовать» своё дефиле. Это довольно кропотливая работа. Многое зависит от конкретного персонажа. И всё же есть несколько универсальных принципов сценического движения, применимых абсолютно к любому дефиле. Сначала перечислим их коротко, потом разберём подробнее. Итак,

Принципы сценического движения:

  1. расположение лицом к зрителям,
  2. преувеличенность жестов,
  3. законченность жестов,
  4. замедленность движений,
  5. «ускорение» субъективного времени,
  6. постоянное нахождение в образе.

Расположение лицом к зрителям.

Часто приходится видеть на косплей-сцене персонаж, повёрнутый в профиль, а то и спиной к зрителям. Ничего плохого в этом нет, профессиональный актёр может длинную сцену сыграть «одной спиной» и даже «одним плечом». Но это – профессионалы. Косплееры же почти всегда – любители, а для любителя это очень сложная задача. В тысячу раз проще играть, располагаясь лицом к зрителям. Больше того, рекомендую и корпус развернуть так, чтобы линия плеч оказалась перпендикулярна взгляду зрителя. В этом случае и костюм выигрышнее смотрится (за редкими исключениями), и играть проще. Если же по сюжету вам обязательно нужно повернуться боком к зрителям, поворачивайтесь не совсем боком, а «в три четверти», этого будет достаточно.

Преувеличенность жестов.

Косплеер располагается довольно далеко от зрителей. В повседневной жизни мы обычно не обращаем внимания на того, кто находится на таком расстоянии от нас, мы привыкли рассматривать жесты и фигуру человека, стоящего рядом. В результате артисту на сцене трудно добиться нужного воздействия на зрителя. А добиваться нужно! Как? Делать каждое движение, каждый жест нарочито, «слишком сильно», «сильнее, чем нужно». Разберём, например, короткий поклон, в котором задействована только голова. В обычной жизни мы можем поприветствовать человека, едва заметно кивнув ему. На сцене это движение нужно делать преувеличенно: голова слегка запрокидывается, потом опускается так, чтобы подбородок коснулся груди, при этом взгляд обязательно направлен в глаза собеседнику. Ещё пример: указание рукой на какой-то объект. В жизни мы можем сделать это движением кисти, даже одного пальца. На сцене нужно задействовать всю руку: от локтя до кончиков пальцев, жест должен быть широким, размашистым. Не бойтесь «переиграть», делая слишком гротескные жесты. Это профессионал может переиграть, а у нас, любителей вряд ли это получится. Так что преувеличивайте, гипертрофируйте жесты, тогда они будут смотреться из зала достаточно ярко.

Комментарий к фотографии: Преувеличенные жесты (очень широкий шаг, очень широко открытые глаза) на сцене смотрятся хорошо.

scenicheskoe dvizhenie cosplay (2)

Законченность жестов.

Каждое движение нужно доводить до конца. Вспомним снова короткий поклон: «довести его до конца» означает «упереться подбородком в грудь». Делая широкий жест рукой («эх, размахнись рука!»), нужно выпрямить локоть и кисть полностью. Незаконченный, «оборванный» жест становится непонятным, трудно «читаемым». Зритель может подумать, что вы начали жест, а потом передумали его делать. Я читал, что в карате есть такой принцип: «начатый приём всегда доводится до конца». Не знаю, как в боевых искусствах, а в сценическом движении именно так и нужно делать!

Замедленность движений.

Нужно помнить, что зритель не знает заранее сюжета вашего выступления. Нужно дать ему время на «прочтение», расшифровку ваших жестов. Слишком быстро двигающегося косплеера можно сравнить с чтецом, который стремительно тараторит, стараясь произнести как можно больше слов в минуту, из-за чего речь превращается в неразборчивое бормотание. Поэтому двигайтесь плавно, чуть замедленно, давая зрителям время на осознание ваших действий. Здесь возникает затруднение, связанное с «боевыми» персонажами: например, мушкетёрами или бойцами из «Мортал Комбат». У них, казалось бы, движения по определению стремительные, резкие. Но это в реальном (или спортивном) бою нужно всё делать быстро, чтобы поразить противника, пока он не успел ничего понять. А вот выступая со сценическим номером, вы как раз заинтересованы в том, чтобы зрители поняли, что вы делаете! Поэтому даже в боевых сценах имеет смысл всё делать чуть замедленно, «растягивая» движения.

«Ускорение» субъективного времени.

Известный психологический феномен: для человека, на которого внимательно смотрят, время идёт быстрее. Когда вы на сцене, вам может показаться, что прошло уже полминуты, а на самом деле – секунд десять. Особенно этот эффект отражается на статичных позах, о которых говорилось выше. Чтобы судьи и зрители успели рассмотреть костюм, а фотографы – сделать эффектные кадры, необходимо стоять неподвижно около трёх секунд. А субъективное-то время течёт быстрее! В результате часто косплеер замирает всего на полсекунды, полагая, что времени прошло достаточно. Здесь можно порекомендовать простой метод: отсчитывать время, неторопливо произнося по себя «Миссисипи-раз, Миссисипи-два, Миссисипи-три». Пройдёт как раз около трёх секунд.

Комментарий к фотографии: Гротескный образ требует такого же отыгрыша — на пределе

scenicheskoe dvizhenie cosplay (3)

Постоянное нахождение в образе.

Есть в актёрском искусстве такое выражение: «вышел из образа». Это означает, что артист на какое-то время перестал быть персонажем, которого он играет, а стал обычным человеком. Каждый такой выход из образа почти полностью «убивает» впечатление о персонаже, сеет в зрителях разочарование. Чтобы ваше выступление запомнилось, нужно «быть в образе» с первой и до последней секунды. Помните, что выступление начинается не тогда, когда вы вышли на авансцену, а в тот момент, когда зрители увидели носок вашей обуви, появившийся из-за кулисы! А заканчивается оно, когда за кулисой исчезает ваша пятка. И всё это время вы должны быть в образе, играть свой персонаж!

Дам ещё несколько практических рекомендаций, подсказанных опытом режиссирования любительских постановок и косплей-дефиле (как своих, так и чужих).

Распространённая ошибка почти всех начинающих актёров – «привязанные локти», то есть попытка делать жест рукой так, как будто она начинается не от плеча, а от локтя. Новичок прижимает локти к туловищу, а все жесты ограничиваются движениями предплечий. Репетируя своё дефиле, имеет смысл с самого начало «отвязать» локти, вспомнить, что руки начинаются от плечевых суставов, и использовать их полностью. Кстати, значительную часть облика, силуэта персонажа создают именно руки.

С другой стороны, кроме рук, есть и другие части тела, и об этом начинающие тоже часто забывают. Чтобы добавить выразительности своему выступлению, нужно использовать всё тело: и ноги, и голову, и торс. Например, распространённый «зовущий» или «приглашающий» жест рукой, который можно озвучить словами «Пойдём со мной!», можно (и нужно!) делать, подключая к движению не только руку, но и корпус, и даже ноги. Так жест станет и красивее, и понятнее зрителям.

Отрепетировав хорошую, выразительную жестикуляцию, часто забывают о мимике. Помните, что нужно играть и телом, и лицом!

Комментарий к фотографии:  Удачное сочетание мимики и позы.

scenicheskoe dvizhenie cosplay (9)

Главным препятствием для многих начинающих косплееров является обычное человеческое смущение, стеснительность. Чтобы его преодолеть, нужно активно над собой работать. Универсальных рецептов тут нет, но кое-что посоветовать всё же могу. Многие боятся «сбиться» на сцене, перепутать от волнения порядок движений. Помните, что зрители не знают заранее, что вы собираетесь сделать! Если сбились, продолжайте, как ни в чём ни бывало. Почти всегда зрители полагают, что так и было задумано. Помните, что если уж у вас возникло желание выйти на сцену, значит у вас есть «внутренний актёр», которого нужно только выпустить и не мешать, он сам всё за вас сделает.

Выступайте ярче, живее, смелее, и количество прекрасного в этом мире будет увеличиваться!

И последнее. Читать статьи (в частности, вот эту), конечно, очень полезно. И в то же время учиться сценическому движению по статьям (и даже по видео) – примерно то же самое, что осваивать езду на велосипеде исключительно по учебнику. Практические навыки можно получить, только непосредственно выступая на сцене, или обучаясь у живого учителя, имеющего опыт выступлений и режиссуры. Например, у меня, грешного Холодова. Провожу регулярные занятия по сценическому движению для косплееров (и не только для них!) в Екатеринбурге. Возможна как общая сценическая подготовка, так и помощь в постановке конкретного дефиле, выступления, сценки. Мой аккаунт «Вконтакте» — https://vk.com/id183543243. Пишите, буду рад пообщаться!

comments powered by HyperComments